17 сентября отмечается
Всемирный день безопасности пациентов. Он был учрежден 72 сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2019 г. В основу его проведения заложен фундаментальный принцип медицинской этики, который гласит: «Главное – не навреди».
Основная цель проведения Всемирного дня безопасности пациентов – углубление понимания проблем безопасности пациентов во всем мире, расширение участия общественности в обеспечении безопасности медицинской помощи, содействие глобальным инициативам по предупреждению и сокращению предотвратимого вреда при оказании медицинской помощи.
Безопасность пациента –
главное правило любого медицинского учреждения. Однако, качественная и безопасная медицинская помощь, которую ждет пациент, зависит сегодня не только от профессиональных и человеческих качеств медицинского персонала, совершенной техники и медикаментов. Во главу угла ставится система действий по предотвращению врачебных ошибок, основой которой является открытый и честный диалог между медицинским персоналом и группой контроля качества.
«Все ошибки делятся на системные и активные. На активные, связанные с пресловутым «человеческим» фактором, приходится лишь 5% от всех случаев. Системные ошибки – а их большинство – необходимо и можно корректировать путем внедрения, например, системы менеджмента качества. Мы обладаем технологиями, которые повышают безопасность пациента. Мы должны управлять качеством, в том числе постоянно повышая собственную планку, совершенствуя свою работу. Эффективность нашей работы зависит от каждого сотрудника на всех этапах лечебно-диагностического процесса. Для этого разработаны и внедрены алгоритмы и СОПы, выполнение которых обязательно для всех», - отметил директор НМИЦ травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова, д.м.н, профессор РАН
Антон Назаренко.
В 2024 году День безопасности пациентов
посвящен диагностическим ошибкам. О том, насколько важна правильная и своевременная постановка диагноза рассказала заместитель директора по качеству медицинской помощи и информационным технологиям, д.м.н., профессор
Елена Клейменова. Она отметила, что диагностические ошибки составляют до 16% предотвратимого вреда здоровью пациентов. Это в значительной степени влияет на эффективность работы и затраты на систему здравоохранения в целом. Из-за неправильного или несвоевременного диагноза и запоздалого лечения теряется до 5% всех расходов. Диагностические ошибки способны ухудшить состояние пациента, привести к инвалидности и даже к смерти. По данным исследований, 80% информации, данной пациенту на амбулаторном приеме, сразу забывается.
«Поэтому в своей работе мы должны учитывать эти показатели, корректировать свои действия, особенно на амбулаторном этапе. В нашем центре есть все условия, чтобы обследовать пациента, провести диагностический поиск и верифицировать диагноз», - сказала
Елена Клейменова. Елена Борисовна отметила, что в центре помимо мониторинга своевременности и достаточности проводимых обследований проводится анализ полноты мероприятий, направленных на предотвращение внутрибольничных осложнений.
С 2023 года в НМИЦ травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова п
роводится инцидентный анализ осложнений. Эти данные структурируются, после чего делается вывод о том, насколько системной является ошибка. Затем организационно-методический отдел разрабатывает систему их профилактики и предотвратимости. Проводить анализ специалистам помогает Интеллектуальная система безопасности пациентов. Система интегрирована в медицинскую информационную систему «Парус», действующую на всех площадках НМИЦ Приорова, и предназначена для поддержки принятия врачебных решений по профилактике, диагностике, лечению и анализу неблагоприятных событий, связанных с оказанием медицинской помощи.
В ходе заседания 17 сентября, посвященного Всемирному дню безопасности пациентов, врачи организационно-методического отдела и отдела рациональной фармакотерапии федерального центра представили разбор клинических инцидентов с последствиями для здоровья пациентов. Анализ нежелательных событий позволил выявить системные ошибки и сформулировать перечень корректирующих мероприятий, направленных на совершенствование системы менеджмента качества с целью профилактики ошибок в будущем.
В рамках проведения Всемирного дня безопасности пациентов в центре пациенты и медицинский персонал приняли участие в анонимном опросе, посвященном диагностическому процессу.